ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
![]() |
||||||
|
|||||||
![]() |
Главная
>
Архив
>
№ 1 (2019): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
9
________________________________________________________ УДК 629.4:62-758.2 Техническая механика, 2019, 1, 94 - 106 АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА С СИСТЕМОЙ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БОЛЬШОГО ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ Соболевская М. Б., Горобец Д. В.
Соболевская М. Б.
В настоящее время актуальной проблемой отечественного железнодорожного транспорта является
создание скоростного пассажирского подвижного состава с системами пассивной безопасности
(СПБ) при аварийных столкновениях. С 2016 г. в Украине действует ДСТУ EN 15227:2015
(EN 15227:2008), который эквивалентен европейскому стандарту EN 15227, регламентирующему
обязательное наличие СПБ у всех разрабатываемых конструкций пассажирских железнодорожных
экипажей. Согласно требованиям EN 15227 системы пассивной безопасности должны обеспечить
защиту пассажиров и поездной бригады, сохранность несущих элементов подвижного состава
при нормативных сценариях столкновения. В стандарте EN 15227 определены эталонные поезда,
четыре сценария столкновения, а также критерии для оценки соответствия разработанных
конструкций подвижного состава с СПБ указанным нормативным требованиям. В статье
рассматривается сценарий 3, который характеризует столкновение со скоростью 110 км/ч
пассажирского поезда на переезде с большим дорожным транспортным средством массой 15 т
(например, грузовым автомобилем большой грузоподъемности). В этом сценарии большое дорожное
транспортное средство представляет собой свободно стоящее на переезде крупногабаритное
деформируемое препятствие (КДП) с заданными геометрическими размерами. При проектировании
железнодорожных экипажей с СПБ необходимо с помощью математического моделирования провести
анализ динамики столкновения согласно сценарию 3, оценить полученные значения средних
продольных ускорений и пластических деформаций в несущих элементах рассматриваемых
конструкций по критериям стандарта EN 15227. При этом особое внимание должно быть обращено
на корректное моделирование взаимодействия поезда с препятствием. В данной статье
рассматривается пассажирский поезд локомотивной тяги. Цель работы – определение силовой
характеристики взаимодействия КДП и локомотива с СПБ при столкновении на железнодорожном
переезде. Для достижения поставленной цели рассмотрена нелинейная динамическая контактная
задача о столкновении КДП с передней частью локомотива. В качестве крупногабаритного
деформируемого препятствия рассмотрена конструкция, состоящая из трех фрагментов (обшивки,
сердцевины и нижней части), имеющих разные материалы. Параметры конструкции определены
в соответствии с критерием EN 15227 в результате решения задачи о соударении со скоростью
110 км/ч КДП и недеформируемого шара массой 50 т. В качестве кабины машиниста локомотива
рассмотрена кабина, разработанная ООО “ПКПП “МДС” для электровоза ЭП20, в конструкцию
которого интегрированы элементы СПБ. Каркас кабины машиниста имеет усиленную лобовую стенку,
жертвенную зону, зону безопасности для выживания и эвакуации локомотивной бригады. В концевой
части рамы кузова локомотива на уровне автосцепного устройства установлены два устройства
поглощения энергии (УПЭ). Научной новизной статьи являются разработанные конечно-элементные
модели пластического деформирования элементов КДП, УПЭ и каркаса кабины при столкновении
согласно сценарию 3. В результате проведенных исследований построена зависимость контактного
усилия между КДП и элементами передней части локомотива от продольного перемещения центра
масс КДП при столкновении. Предложенный подход, научно-методическое обеспечение и разработанные
математические модели могут быть использованы при проектировании отечественного пассажирского
тягового подвижного состава с СПБ.
пассажирский поезд; столкновение на переезде; крупногабаритное деформируемое препятствие; система пассивной безопасности; нелинейная динамическая контактная задача; конечно-элементное моделирование
1. ДСТУ EN 15227:2015 (EN 15227:2008+A1:2010, IDT). Залізничний транспорт. Вимоги до ударостійкості рейкових транспортних засобів. URL: http://document.ua/zaliznichnii-transport_-vimogi-do-udarostiikosti-reikovih-tr-std32262.html (Last accessed: 28.01.2019).
Copyright (©) 2019 Соболевская М. Б., Горобец Д. В. Copyright © 2014-2019 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ ![]() ![]() об этике публикаций ![]() |