ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
|||||||
|
|||||||
Главная
>
Архив
>
№ 1 (2017): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
2
________________________________________________________ УДК 629.7.064.3 Техническая механика, 2017, 1, 15 - 25 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ ДИНАМИКИ РЕГУЛЯТОРА РАСХОДА ЖИДКОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛИТУДАХ ГАРМОНИЧЕСКОГО ВОЗМУЩЕНИЯ С. И. Долгополов, А. Д. Николаев
С. И. Долгополов
Одной из важных задач математического моделирования низкочастотных динамических процессов в регуляторе расхода жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) является построение его линейной математической модели. Эта модель входит в состав математической модели ЖРД в целом и используется для анализа низкочастотной динамики ЖРД и продольной устойчивости жидкостной ракеты. Целью данной работы является разработка методического подхода к построению линейной математической модели регулятора расхода ЖРД при различных (немалых) величинах амплитуд гармонических колебаний давления на его входе. Этот подход включает: численное определение эквивалентных (построенных по первым амплитудам колебаний гармонического анализа) частотных характеристик регулятора расхода по нелинейной модели при различных амплитудах давления на входе в регулятор; составление уравнений линейной модели, включающей коэффициенты, зависящие от гидравлических потерь давления в полостях регулятора и зависимости силы сухого трения от перемещения золотника; определение значений этих коэффициентов из условия согласования частотных характеристик, полученных по нелинейной и линейной моделям низкочастотной динамики гидравлической системы, включающей регулятор расхода. На основе предложенного методического подхода определены частотные характеристики (коэффициент усиления регулятора расхода по давлению и импеданс на входе в регулятор расхода) регулятора расхода прямого действия типичной конструкции. Результаты проведенных исследований могут быть использованы для анализа низкочастотной динамики ЖРД и обеспечения продольной устойчивости жидкостных ракет.
Жидкостной ракетный двигатель, регулятор расхода прямого действия, математическое моделирование, низкочастотная динамика, нелинейные зависимости, сила сухого трения, коэффициент усиления, входной гидравлический импеданс.
1.Шевяков А. А., Калнин В. М., Науменкова М. В., Дятлов В. Г. Теория автоматического управления ра-
кетными двигателями. М.: Машиностроение, 1978. 288 с.
Copyright (©) 2017 С. И. Долгополов, А. Д. Николаев Copyright © 2014-2018 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
КЕРІВНИЦТВО ДЛЯ АВТОРІВ |