ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
|||||||
|
|||||||
Главная
>
Архив
>
№ 2 (2019): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
4
________________________________________________________ УДК 621.454.2.046.4:53.04 Техническая механика, 2019, 2, 39 - 47 РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОСАЖДЕНИЯ ТОПЛИВА В БАКЕ ПЕРЕД ПОВТОРНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ МАРШЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ Бабийчук Я. О., Назаренко Д. С., Седых И. В.
Бабийчук Я. О.
При выведении космических аппаратов на орбиту с длительными паузами между включениями
маршевого двигателя требуется обеспечить запуск двигателя в космосе, для чего
необходимо гарантировать наличие топлива у входа в расходные магистрали. Поскольку
топливо в паузах между включениями маршевого двигателя находится в условиях
практически полного отсутствия гравитации и может свободно перемещаться по всему
объёму бака, занимая практически любое пространственное положение, то для обеспечения
гарантированного запуска маршевого двигателя возникает необходимость в его
перемещении в предстартовое положение. Перемещение топлива к расходным магистралям
проводится путем создания продольного ускорения с помощью двигателей малой тяги.
Время полного перемещения жидкости из одного положения в другое является важнейшим
параметром, влияющим на количество топлива и, соответственно, на энергетические
характеристики ступени.
В работе рассмотрен случай осаждения топлива в баке горючего третьей ступени РН
с использованием двух двигателей малой тяги перед повторным включением маршевого
двигателя. Для разработки принят максимально неблагоприятный вариант – весь
оставшийся объём компонента топлива сосредоточен у верхнего полюса бака, что
соответствует максимальному проходимому топливом пути и, соответственно,
максимальному времени осаждения.
Авторами разработан расчетно-экспериментальный метод определения потребного
времени осаждения топлива, совмещающий проведение экспериментальной отработки
и численного моделирования осаждения топлива, что позволяет проводить необходимые
исследования с требуемой точностью и существенно сократить объем испытаний
и потребность в материально-техническом оснащении экспериментальной базы.
Предложенный метод в дальнейшем позволит оптимизировать существующую традиционную
методику расчета времени осаждения, обеспечив уже на начальном этапе разработки
более точное определение времени осаждения, и тем самым снизит объём компонентов
топлива, необходимых на работу двигателей малой тяги, что, в свою очередь,
увеличит вес выводимого полезного груза.
осаждение топлива, стенд невесомости, гидродинамическое подобие, численное моделирование, успокоение и сепарация топлива
1. Masica W. J., Petrash D. A. Motion of Liquid-Vapor Interface in response to imposed acceleration. Lewis Research Center. NASA TN D-3005, 1965. 24 c.
Copyright (©) 2019 Бабийчук Я. О., Назаренко Д. С., Седых И. В. Copyright © 2014-2019 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ =================== Политика открытого доступа =================== ПОЛОЖЕНИЕ об этике публикаций =================== |