ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
|||||||
|
|||||||
Главная
>
Архив
>
№ 4 (2018): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
5
________________________________________________________ УДК 629.78.533.6.013:621.45 Техническая механика, 2018, 4, 57 - 67 РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ БИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ Стрельников Г. А., Токарева Е. Л., Прядко Н. С., Игнатьев А. Д.
Стрельников Г. А.
Совершенствование ракетно-космической техники во многом определяется дальнейшим повышением эффективности ракетных двигательных установок (ДУ). Особенно важно расширение функциональных возможностей ДУ при решении задач управления полетом ступени ракеты. Основным преимуществом управления вектором тяги поворотом двигателя в кардановом шарнире является возможность создания достаточно больших по величине управляющих усилий с минимальными потерями импульса двигателя на управление. Преимуществом газодинамической системы управления являются ее высокие динамические качества. Новая концепция системы управления заключается в сочетании различных систем управления (механической и газодинамической) в рамках одной бифункциональной системы управления вектором тяги (БСУВТ). БСУВТ, являясь составной частью системы управления полетом ступени ракеты, должна обеспечивать управляющие усилия, необходимые для реализации программы полета и парирования возмущений, действующих на ступень, с оптимальным распределением функций составляющих систем: механической и газодинамической. При этом необходимо обеспечить минимальные потери энергии на управление без потери качества управления. Цель работы – обоснование преимуществ возможных схем БСУВТ и методики раздельного анализа сигналов, поступающих в систему управления вектором тяги (СУВТ), составляющей основу структурной схемы БСУВТ. Показано, что для космической ступени ракеты БСУВТ позволяет с минимальными энергозатратами на управление решить комплексную задачу парирования детерминированных возмущений (возникающих, например, при отделении части полезной нагрузки) и стабилизации движения в условиях действия случайных возмущений с широким спектром частот. Предложен новый подход к анализу поступающих в СУВТ сигналов и разработан алгоритм формирования управляющих сигналов. Выделенная из общего сигнала (поступающего в СУВТ) статическая составляющая парируется механической системой управления вектором тяги (МСУВТ), которая в основном решает задачу ведения космической ступени по заданной траектории. Динамическая составляющая сигнала, отражающая случайные (как правило, высокочастотные) возмущения, парируется газодинамической системой управления вектором тяги (ГСУВТ) и решает, в основном, задачи стабилизации ступени. Методика верифицирована на примере телеметрической информации по углу отклонения в плоскости тангажа первой камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя 11Д520.
ракетный двигатель, система управления вектором тяги, механическая система, газодинамическая система, бифункциональная система
1 Kovalenko N. D., Sheptun U. D, Kovalenko T. A., Strelnikov G. A The new concept of thrust vector control for rocket engine. Системні технології. 2016. № 6 (107). С. 120–127.
Copyright (©) 2018 Стрельников Г. А., Токарева Е. Л., Прядко Н. С., Игнатьев А. Д. Copyright © 2014-2018 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ =================== Политика открытого доступа =================== ПОЛОЖЕНИЕ об этике публикаций =================== |