|  | Главная
>
Архив
>
№ 1 (2018): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
7 ________________________________________________________
 
 
 
УДК 629.764:25+577.7
 
Техническая механика, 2018, 1, 72 - 83 
 
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ МЕТАЕМОГО В АТМОСФЕРУ 
КАПЕЛЬНОГО ОБЛАКА, ОБРАЗУЮЩЕГОСЯ ПРИ ВЗРЫВЕ 
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ С САМОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ 
КОМПОНЕНТАМИ ТОПЛИВА
 
Горбунцов В. В., Заволока А. Н., Кремена А. П., Свириденко Н. Ф.
 
Горбунцов В. В.
Институт технической механики Национальной академии наук Украины и Государственного космического агентства Украины
 Украина
 
 Заволока А. Н.
 Институт технической механики Национальной академии наук Украины и Государственного космического агентства Украины
 Украина
 
 Кремена А. П.
 Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля»
 Украина
 
 Свириденко Н. Ф.
 Институт технической механики Национальной академии наук Украины и Государственного космического агентства Украины
 Украина
 
 
      
 Цель работы – разработка методического подхода к моделированию эволюции капельного облака (КО),
 образующегося при взрыве ракеты-носителя (РН) с самовоспламеняющимися компонентами топлива
 на начальном участке траектории полета и метаемого в атмосферу с начальными параметрами движения,
 соответствующими положению РН на траектории в момент её взрыва. Предлагаемый подход, базирующийся
 на использовании феноменологической аналогии с движением топливного факела, впрыскиваемого в камеру
 сгорания дизеля, учитывает процессы дробления и трассировки капель, влияние их столкновений и возможной
 коалесценции на структуру и параметры КО компонентов топлива, трансформирующегося в процессе своего
 движения. Предложенная модель эволюции КО, обусловленной взаимодействием капель в облаке и его
 структурированием в процессе движения, отражает наиболее значимые, с точки зрения экологических
 последствий аварии, процессы в КО и позволяет оценивать его основные кинематические и геометрические
 характеристики, необходимые для решения баллистической задачи движения в атмосфере и осаждения на земную
 поверхность отдельных взвешенных капель КО, метаемого взрывом РН.
                   
 
 
 
 Взрыв, капельное облако, капля, компонент топлива, ракета-носитель.
 
                   
 
 
 
 
1.	Пилипенко О. В., Горбунцов В. В., Заволока А. Н., Свириденко Н. Ф. Определение характеристик ка-пельного облака компонентов топлива, формирующегося при взрыве ракеты-носителя в полете. Тех-ническая механика. 2017. № 1. С. 3–14.
2.	Демирчан К. С., Кондратьев К. Е., Данилевич Я. Б., Демирчан К. К. Сценарии опасных изменений клима-та по МГЭИК основаны на реалистичных предпосылках. Изв. РАН. Энергетика. 2003. № 4. С. 89–121.
 3.	Архипов В. А., Жарова И. К., Козлов Е. И., Ткаченко А. С. Прикладные аспекты экологии при эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники. Оптика атмосферы и океана. 2013. Т. 26. № 8. С. 636–641.
 4.	Суржиков С. Т. Прогнозирование и анализ экстремальных воздействий: Материалы и покрытия в экстремальных условиях. Взгляд в будущее: в 3-х т. Т.1: под ред. С. В. Резника. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. С. 157–172.
 5.	Стебновский С. В., Черютаев Н. Н. Влияние динамики нагружения жидкого облака на механизм его разрушения. ПМТФ. 1987. № 5. С. 134–139.
 6.	Пономаренко В. К. Ракетные топлива. СПб.: Изд-во ВИККА, 1995. 619 с.
 7.	Лаврентьев М. А., Шабат Б. В. Проблемы гидродинамики и их математические модели. М.: Наука, 1973. 416 с.
 8.	Физика взрыва: под ред. Л. П. Орленко: в 2-х т. Т. 2. М.: Наука, 2004. 656 с.
 9.	Гельфанд Б. Е., Губин С. А., Когарко С. М. Разновидность дробления капель в ударных волнах и их характеристики. ИФЖ. 1974. Т. 27, № 1. С. 119–126.
 10.	Коваленко О. В. Динамическое разрушение и диспергирование конденсированных сред. Автореф. дис. … канд. физ.-мат. наук. 05.03.16. М.: МИФИ, 1991. 20 с.
 11.	Архипов В. А., Березинов А. П., Ткаченко А. С., Усанина А. С. Обобщенная модель распространения жидкокапельного облака при аварийном сбросе авиационного топлива. Изв. ВУЗов. Физика. 2010. № 12 (2). С. 10–13.
 12.	Свиридов Ю. Б., Малявинский Л. В., Вихерт М. М. Топливо и топливоподача автотракторных дизелей. Л.: Машиностроение, 1979. 248 с.
 13.	Мельников А. П. Краткий курс аэродинамики. Л.: Изд-во ЛКВВИФ, 1949. 261 с.
 14.	Абрамович Г. Н. Теория турбулентных струй. М.: Наука, 1984. 400 с.
 15.	Бабуха Г. Л., Шрайбер А. А. Влияние соударений частиц полидисперсного материала на движение и межфазовый теплообмен в вертикальном двухфазном потоке. ПМТФ. 1966. № 4. С. 23–29.
 16.	Кинеловский С. А., Тришин Ю. А. Физические аспекты кумуляции. ФГВ. 1980. № 5. С. 26–40.
 17.	Кузнецов А. А. Оптимизация параметров баллистических ракет по эффективности. М.: Машинострое-ние, 1986. 160 с.
 
 
 
Copyright (©) 2018 Сенькин В. С.Горбунцов В. В., Заволока А. Н., Кремена А. П., Свириденко Н. Ф. 
 
Copyright © 2014-2018 Техническая механика
 ____________________________________________________________________________________________________________________________
 
 | РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ
 
  |