ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
|||||||
|
|||||||
Главная
>
Архив
>
№ 2 (2018): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
8
________________________________________________________ УДК 625.032.4 Техническая механика, 2018, 2, 90 - 102 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ НОРМАТИВНЫХ СЦЕНАРИЕВ СТОЛКНОВЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ Соболевская М. Б., Горобец Д. В., Сирота С. А.
Соболевская М. Б.
В настоящее время основными тенденциями развития отечественного железнодорожного транспорта являются: обновление пассажирского подвижного состава, увеличение скоростей движения поездов, ориентация на европейские стандарты. В конструкции экипажей скоростного пассажирского поезда нового поколения должны быть интегрированы системы пассивной безопасности (СПБ), которые срабатывают в момент аварийного столкновения, позволяют погасить кинетическую энергию удара, сохранить жизни пассажиров и поездной бригады, минимизировать последствия аварии. В 2016 году Украина методом подтверждения приняла стандарт ДСТУ EN 15227:2015 (EN 15227:2008), соответствующий европейскому стандарту EN 15227, регламентирующему пассивную безопасность пассажирских поездов при столкновениях. В этом стандарте определены четыре сценария столкновений эталонного поезда, которые используются при проектировании и экспериментальной отработке железнодорожных экипажей с СПБ. Цель исследований – определение характеристик препятствий в сценариях столкновений с учетом отличий отечественного пассажирского подвижного состава от европейского (объединенные ударно-тяговые приборы, разные габаритные и массовые ограничения, другие нормативные требования и т. д.). Особое внимание в статье уделено определению характеристик препятствия в сценарии 2 столкновения с грузовым вагоном, оборудованным объединенными ударно-тяговыми устройствами, а также в сценарии 3, который характеризует столкновение с грузовым автомобилем на железнодорожном переезде и является базовым при оценке параметров конструкции кабины машиниста с СПБ. В сценарии 3 грузовой автомобиль представляет собой свободно стоящее на железнодорожном переезде деформируемое препятствие с заданными геометрическими параметрами. В стандарте EN 15227 приведен критерий для разработки модели деформируемого препятствия. Разработка такой модели предполагает создание геометрической модели препятствия, построение его конечно-элементной схемы и определение физико-механических параметров. В статье предложена геометрическая модель препятствия в виде конструкции, состоящей из трех фрагментов (обшивки, сердцевины и нижней части). Новизной работы является твердотельная конечно-элементная модель пластического деформирования препятствия при ударе шаром. Выполнен комплекс исследований влияния физико-механических параметров препятствия на характеристику контактной силы. Разработана модель препятствия, соответствующая критерию стандарта EN 15227. Она может быть использована при проектировании кабин машиниста с СПБ и для оценки выполнения требований стандарта EN 15227 при аварийных столкновениях эталонных поездов согласно сценарию 3.
Скоростной пассажирский поезд, грузовой автомобиль, столкновение на железнодорожном переезде, конечно-элементное моделирование, модель деформируемого препятствия.
1. Програма (прогнозна) оновлення рухомого складу ПАТ “Укрзалізниця” на період до 2021 року та її виконання у 2017 році. URL: http://eurotrain.railway-publish.com/assets/files/pdf/1.pdf (Last accessed: 15.09.2017).
Copyright (©) 2018 Соболевская М. Б., Горобец Д. В., Сирота С. А. Copyright © 2014-2018 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ |