ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
|||||||
|
|||||||
Главная
>
Архив
>
№ 2 (2019): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
8
________________________________________________________ УДК 534 Техническая механика, 2019, 2, 80 - 92 ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ЭКИПАЖЕЙ ПОЕЗДА С ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С ПРЕПЯТСТВИЕМ Науменко Н. Е., Соболевская М. Б.
Науменко Н. Е.
Актуальной проблемой отечественного железнодорожного транспорта является замена морально
и физически устаревших пассажирских поездов локомотивной тяги новыми скоростными поездами
с эффективными средствами активной защиты и системами пассивной безопасности (СПБ) при
аварийных столкновениях с различными препятствиями. СПБ предназначены для защиты
пассажиров и персонала поезда, сохранения несущих конструкций железнодорожных экипажей,
сокращения затрат на ликвидацию последствий столкновений. В аварийной ситуации
в результате контролируемого пластического деформирования элементов СПБ происходит
поглощение кинетической энергии удара, снижение продольных усилий в межвагонных
соединениях и ускорений экипажей. Пассивную безопасность при столкновениях пассажирских
поездов в странах ЕС регламентирует стандарт EN 15227, который в 2016 г. введен
в действие в Украине как ДСТУ EN 15227:2015. В нем определены эталонные поезда,
четыре сценария столкновения, требования по пассивной безопасности и критерии
для оценки соответствия разработанных конструкций подвижного состава этим требованиям.
В статье рассматривается сценарий 3, который характеризует столкновение со скоростью
110 км/ч пассажирского поезда с большим дорожным транспортным средством массой 15 т,
представляющим собой свободно стоящее на переезде крупногабаритное деформируемое
препятствие (КДП). Цель работы – оценка динамической нагруженности экипажей
пассажирского поезда локомотивной тяги, оборудованных СПБ, при столкновении с КДП
согласно сценарию 3. Научной новизной статьи является усовершенствованная
математическая модель для решения нелинейной динамической задачи о столкновении
эталонного поезда с КДП на переезде с учетом работы поглощающих аппаратов автосцепных
устройств, возможности сдвига объединенных ударно-тяговых устройств в подвагонное
пространство, пластического деформирования устройств поглощения энергии (УПЭ),
возможности возникновения пластических деформаций в конструкциях локомотивов и вагонов,
а также взаимодействия КДП и элементов передней части локомотива. Указанная
математическая модель позволяет получить средние значения ускорений экипажей
и пластических деформаций их конструкций для сравнения с допускаемыми значениями.
В результате проведенных исследований установлено, что требования стандарта
ДСТУ EN 15227:2015 для сценария 3 выполняются, если локомотив массой 123 т имеет
в передней части каркаса кабины жертвенную зону энергоемкостью 0,3 МДж и оборудован
с двух сторон двумя УПЭ с энергоемкостью каждого 0,95 МДж, а пассажирские вагоны
массой 64 т оборудованы с двух сторон двумя УПЭ с энергоемкостью каждого 0,3 МДж.
Предложенная математическая модель и результаты выполненных исследований могут быть
использованы при проектировании железнодорожных экипажей отечественного пассажирского
поезда локомотивной тяги с учетом требований ДСТУ EN 15227:2015.
пассажирский поезд, столкновение на переезде, крупногабаритное деформируемое препятствие, система пассивной безопасности
1. EN 15227. Railway applications – Crashworthiness requirements for railway vehicle bodies. Brussels, 2008. 37 p.
Copyright (©) 2019 Науменко Н. Е., Соболевская М. Б. Copyright © 2014-2019 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ =================== Политика открытого доступа =================== ПОЛОЖЕНИЕ об этике публикаций =================== |