ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
|||||||
|
|||||||
Главная
>
Архив
>
№ 3 (2018): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
8
________________________________________________________ УДК 629.4:62-758.2 Техническая механика, 2018, 3, 98 - 111 РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЕ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА ПРИ АВАРИЙНЫХ СТОЛКНОВЕНИЯХ Науменко Н. Е., Соболевская М. Б., Горобец Д. В., Маркова О. М., Ковтун Е. Н., Малый В. В., Хижа И. Ю.
Науменко Н. Е.
Приоритетными задачами отечественного железнодорожного транспорта являются повышение скоростей движения поездов, обновление пассажирского подвижного состава, обеспечение его безопасной эксплуатации и пассивной защиты при аварийных столкновениях с препятствиями. В конструкции экипажей скоростного пассажирского поезда нового поколения должны быть интегрированы системы пассивной безопасности (СПБ), которые срабатывают в момент столкновения. В результате контролируемого деформирования входящих в состав СПБ устройств поглощения энергии (УПЭ) происходит снижение продольных усилий и ускорений, что позволяет сохранить жизни пассажиров и поездной бригады, уменьшить повреждения подвижного состава, минимизировать последствия аварии. В странах ЕС обязательное наличие СПБ регламентируется стандартом EN 15227. Аналогичный стандарт действует и в Украине, несмотря на существенные отличия в конструкциях сцепных устройств отечественного и европейского подвижного состава. В статье рассматривается задача создания научной базы для разработки СПБ экипажей отечественного скоростного пассажирского поезда при столкновениях, а также проблема определения факторов, влияющих на сход колес сталкивающихся экипажей с рельсов. Разработан алгоритм, научно-методическое обеспечение и конечно-элементные модели, которые могут быть использованы для выбора параметров конструкций УПЭ, что подтверждено результатами выполненного крэш-теста опытного образца УПЭ, созданного для локомотива. Разработана математическая модель для исследования динамики поездных составов с СПБ, для определения нагруженности конструкций экипажей в продольном и вертикальном направлениях, а также для оценки необходимого уровня энергоемкости УПЭ при отработке нормативных сценариев столкновений. В результате выполненного комплекса исследований разработаны конструкции УПЭ для тягового подвижного состава и прицепных вагонов. Отдельной проблемой при рассмотрении столкновения пассажирского поезда с преградой является определение факторов, приводящих к сходу колесных пар локомотива и вагонов с рельсов. Такие исследования проведены с использованием разработанной математической модели пространственных колебаний движущегося поезда, локомотив которого оборудован системой пассивной безопасности и противоподъемными устройствами. При столкновении с преградой поезда, движущегося по реальному рельсовому пути с неровностями разного типа, возникают поперечные силы взаимодействия сталкивающихся экипажей. Это в свою очередь приводит к появлению поперечных сил взаимодействия их колес и рельсов, что оказывает существенное влияние на устойчивость колесных пар локомотива от схода с рельсов. Проведенные расчеты показали, что вероятность схода колес локомотива с рельсов тем больше, чем тяжелее экипаж-преграда, чем выше скорость движения поезда в момент столкновения и чем выше уровень неровностей рельсовой колеи. Результаты выполненных исследований могут быть использованы при проектировании скоростных пассажирских поездов нового поколения.
безопасность железнодорожного движения, столкновение пассажирского поезда с препятствием, система пассивной безопасности, устройство поглощения энергии, математическое моделирование, пространственные колебания, сход с рельсов
1. EN 15227. Railway applications – Crashworthiness requirements for railway vehicle bodies. Brussels, 2008. 37 p.
Copyright (©) 2018 Науменко Н. Е., Соболевская М. Б., Горобец Д. В., Маркова О. М., Ков-тун Е. Н., Малый В. В., Хижа И. Ю. Copyright © 2014-2018 Техническая механика ____________________________________________________________________________________________________________________________ |
РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ |