|  | Главная
>
Архив
>
№ 2 (2018): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
9 ________________________________________________________
 
 
 
УДК 629.42.015
 
Техническая механика, 2018, 2, 103 - 126 
 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛОКОМОТИВА ОТ СХОДА С РЕЛЬСОВ ПРИ АВАРИЙНЫХ СТОЛКНОВЕНИЯХ
 
Маркова О. М., Ковтун Е. Н., Малый В. В. 
 
Маркова О. М.
Институт технической механики Национальной академии наук Украины и Государственного космического агентства Украины
 Украина
 
 Ковтун Е. Н.
 Институт технической механики Национальной академии наук Украины и Государственного космического агентства Украины
 Украина
 
 Малый В. В.
 Институт технической механики Национальной академии наук Украины и Государственного космического агентства Украины
 Украина
 
 
      
 В статье рассмотрено поведение локомотива при его столкновении с подвижной преградой,
 находящейся на железнодорожной колее. В качестве преграды рассматривались экипажи
 различной массы – грузовой поезд, аналогичный локомотив и порожний грузовой вагон.
 Препятствие, с которым сталкивался локомотив, в исходном положении было неподвижным,
 а после удара начинало движение по рельсовой колее. Целью проведения исследований являлось
 определение условий, обеспечивающих устойчивость колесных пар локомотива от схода с рельсов
 в рассматриваемой аварийной ситуации.
Для решения поставленной задачи использованы разработанные авторами математическая модель
 пространственных колебаний шестиосного локомотива, оборудованного системой пассивной
 безопасности и противоподъемными устройствами, и компьютерная программа, позволяющая
 проводить расчеты для исследования динамических процессов, протекающих при движении
 железнодорожного экипажа как в стандартных условиях, так и в аварийной ситуации.
 На первом этапе анализировались аварийные ситуации в случае, когда силы, возникающие при
 взаимодействии движущегося экипажа с преградой, действуют только в продольном направлении,
 совпадающем с направлением оси пути. При этом продольная ось кузова локомотива в процессе
 движения остается параллельной продольной оси пути и сход колесных пар локомотива с рельсов
 не происходит. Такое движение возможно только при идеальном состоянии рельсового пути.
 При движении локомотива по реальному рельсовому пути с неровностями разного типа имеют
 место колебания экипажа в процессе движения, что приводит к появлению изменяющегося во
 времени угла поворота кузова относительно вертикальной оси в горизонтальной плоскости.
 В такой ситуации при столкновении с преградой силовое взаимодействие экипажей не ограничивается
 действием только продольных сил, возникают также поперечные силы взаимодействия сталкивающихся
 экипажей, что в свою очередь приводит к росту поперечных сил взаимодействия колес и рельсов,
 оказывающих существенное влияние на устойчивость колесных пар локомотива от схода с рельсов.
 Проведенные расчеты показали, что чем тяжелее экипаж-преграда и чем выше скорость движения
 локомотива в момент столкновения, тем больше вероятность схода колес локомотива с рельсов.
 Устойчивость движения локомотива, оборудованного элементами пассивной защиты, от схода
 колесных пар с рельсов при аварийных столкновениях в значительной мере зависит также от
 технического состояния железнодорожной колеи. Чем выше уровень неровностей рельсовой колеи,
 тем больше вероятность схода экипажа с рельсов.
   
 
 
 
 Аварийная ситуация, динамический показатель, локомотив, математическое моделирование, сход с рельсов.
 
                   
 
 
 
 
1.	. Мямлин С. В., Науменко Н. Е., Маркова О. М., Ковтун Е. Н., Малый В. В. Оценка динамических пока-зателей шестиосного локомотива. Наука и прогресс транспорта:  Вестник ДИИТа. 2015. № 3 (57). С. 186 –198.
2.	Науменко Н. Е., Хижа И. Ю. Моделирование взаимодействия экипажей пассажирского поезда, обору-дованного системой пассивной безопасности, при аварийном столкновении с препятствием. Наука и прогресс транспорта:  Вестник ДИИТа. 2015. № 4 (58). С. 163–174.
 3.	Науменко Н. Е.,  Соболевская М. Б., Хижа И. Ю. Оценка динамической нагруженности эталонного поезда с системой пассивной безопасности при его столкновениях с идентичным составом и грузовым вагоном. Наука и прогресс транспорта:  Вестник ДИИТа. 2015. № 4 (58). С. 163–174.
 4.	Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). М.: ГосНИИВ – ВНИИЖТ, 1996. 319 с.
 5.	Технічні вказівки щодо оцінки стану рейкової колії за показниками колієвимірювальних вагонів та забезпечення безпеки руху поїздів при відступах від норм утримання рейкової колії. ЦП-0267 : Затв. на-казом Укрзалізниці № 033-Ц від 01.02.2012 р / М-во інфраструктури України, Держадміністрація заліз-ничного транспорту України, Укрзалізниця, Головне управління колійного господарства ; розроб. Риб-кін В. В., Патласов О. М. К.  Поліграфсервіс, 2012. 46 с.
 
 
 
Copyright (©) 2018 Маркова О. М., Ковтун Е. Н., Малый В. В. 
 
Copyright © 2014-2018 Техническая механика
 ____________________________________________________________________________________________________________________________
 
 | РУКОВОДСТВО ДЛЯ АВТОРОВ
 
  |