|
Главная
>
Архив
>
№ 1 (2017): ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
>
4
________________________________________________________
УДК 621.396.4
Техническая механика, 2017, 1, 40 - 46
УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ ТРАЕКТОРИИ ВЫВЕДЕНИЯ ГРУППЫ
НАНОСПУТНИКОВ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
Е. Н. Тачинина
Е. Н. Тачинина
Национальный авиационный университет
Украина
Целью публикации является определение условий построения оптимальной траектории выведения
группы наноспутников авиационно-космической системой, позволяющих удовлетворить как основные,
так и альтернативные требования к оптимальным траекториям, а также эффективно использовать
энергетические ресурсы составной динамической системы. Применены методы математического моделирования,
вариационного исчисления, оптимального управления, численного интегрирования.
В статье предложен метод построения оптимальных траекторий составной динамической системы,
состоящий в применении принципа расширения не только к критерию оптимизации и вектору
фазового состояния ракеты-носителя, но и к ограничениям, накладываемым на траектории отделяющихся
ракет, позволяющий удовлетворить как основные, так и альтернативные требования к оптимальным
траекториям.
Сделан вывод о том, что предложенный метод позволяет заменить исходную задачу оптимизации со
сложными ограничениями другой, более простой задачей, где исключены перекрестные связи, но при
этом ее решение удовлетворяет заданным требованиям и совпадает с решением исходной задачи.
Составная динамическая система, оптимизация, траектория, наноспутники.
1. Aщепков Л. Т. Оптимальное управление разрывными системами. Новосибирск: Наука, 1987. 226 с.
2. Сейдж Э. П., Уайт Ч. С. Оптимальное управление системами. М.: Радио и связь, 1982. 392 с.
3. Брайсон А., Хо Ю-Ши. Прикладная теория оптимального управления. М.: Мир, 1972. 554 с.
4. Лысенко А. И. Оптимизация траектории составной динамической системы с текущим моментом разде-
ления. Техническая кибернетика. Киев: Высшая школа, 1990. Вып.14. С. 24 – 31.
5. Лысенко А. И. Модельная задача выбора оптимальной программы движения составной транспортной
системы. Автоматика. 1988. № 6. С. 62 – 64.
6. Лысенко А. И. Моделирование оптимального движения составной системы. Электронное моделирова-
ние. 1989. Т. 11. № 4. С. 80 – 83.
7. Лысенко А. И. Необходимые условия оптимальности траектории составной динамической системы.
Авиационные приборы, навигационные системы жизнедеятельности экипажей Л.А. М.: ВВИА им.
проф. Жуковского, 1988. С. 82 – 95.
8. Лисенко О. І., Тачиніна О. М., Чумаченко С. М., Нікулін О. Ф. Постановка задачі застосування теорії
розгалужених траєкторій для вирішення задач пошуку та рятування в зоні надзвичайних ситуацій. Тех-
ническая механіка. 2015. №.1. С. 73 – 78.
9. Tachinina O, Zacharchenko V., Lysenko O., Alekseeva I. The optimal injection path of group of nanosatellite
multisensor-based platforms. IEEE 4th International Conference «Methods and Systems of Navigation and Motion
Control» (Kyiv, Ukraine, october 18–20, 2016). К.: NAU, 2016. Р. 155 – 158.
10. Tachinina O., Gusynin A., Lysenko O., Chumachenko S. The method of injection of earth remote monitoring
subminiature satellites with the aid of flying space launch facility based on AN-124-100 and AN-225 airplanes.
IEEE 4th International Conference «Methods and Systems of Navigation and Motion Control» (Kyiv, Ukraine,
october 18–20, 2016). К.: NAU, 2016. Р. 200 – 205.
11. Tachinina O., Lysenko O., Chumachenko S. The system of injection of subminiature satellites (nanosatellites)
to near-Earth orbit on the basis of Ан-124-100 airplane. Tenth International Scientific Conference "Modern
challenges in telecommunications" and Eighth International scientific conference of undergraduate and graduate
students "Prospects for development of information-telecommunication technologies and systems" (Kyiv,
Ukraine, April 19-22, 2016). К.: KPI, 2016. Р. 477 – 450.
Copyright (©) 2017 Е. Н. Тачинина
Copyright © 2014-2018 Техническая механика
____________________________________________________________________________________________________________________________
|
КЕРІВНИЦТВО ДЛЯ АВТОРІВ
|